На заре интернета поисковые системы были несовершенны и люди не вполне представляли, как ими пользоваться. Да и полезных сайтов было не так много, поэтому людям намного удобней было пользоваться различными интернет-каталогами. Выбираем рубрику и находим нужный сайт. Все просто. Именно в те времена, в конце 20 века, появился Яндекс Каталог.
Для ранжирования сайтов внутри Яндекс каталога был введен специальный параметр — ТИЦ (тематический индекс цитирования). Позднее, вместе с развитием рынка поискового продвижения, именно он стал, по большей мере, формировать стоимость ссылки и доход, который может принести сайт владельцу, в случае, если веб-ресурс будет использоваться для продажи сео-ссылок (привлекающих не пользователей, а внимание поисковых систем). Но вернемся к каталогу. Сменилось не одно поколение интернет пользователей и об интернет каталогах забыли. Единицы догадываются о их существовании и пользуются Яндекс Каталогом для поиска информации.
Бесплатно попасть в Яндекс каталог на данный момент коммерческому сайту (очередной фирме торгующей очередным товаром в своем очередном городе) практически невозможно. Конечно, если у вас официальный сайт популярной рок-группы, либо вы сделали сайт для своего института — то у вас есть шанс. Но вам придется внимательно заполнять форму подачи заявки и ждать, ждать в лучших традициях отечественной бюрократии. Платная, ускоренная регистрация стоит денег -12 500 руб (без НДС.). Платеж единовременный, регистрация условно навсегда.
Обратимся к правилам Яндекс Каталога.
Из них следует, что основная задача — это размещение информации о качественных сайтах и наиболее полное их представление в каждой из категорий. Ну а подача заявки, само собой, ни к чему не обязывает.
В правилах платной регистрации сообщается:Другими словами, это не оплата за размещение, а оплата за ускоренное рассмотрение. Однако, как показывает опыт, сайты, которые никогда бы не были размещены бесплатно зачастую быстро и без вопросов размещаются за деньги. Становится как-то стыдно за Яндекс, получается, что крупнейшая IT компания России стесняется брать деньги на прямую за размещение в каталоге, а берет их как бы в конвертике, краснея и смущаясь.
Конечно, можно предположить, что Яндекс Каталог — это действительно кладезь полезных ресурсов, разбитых по категориям. Однако это не так. За содержимым каталога явно никто не следит, в каждой из рубрик тонны абсолютного мусора, который зачастую даже исключен из выдачи поисковой системы — это скучные и однотипные коммерческие сайты, принятые в ЯК пару лет назад (справедливости ради отметим, что даже платная регистрация в последний год стала жестко модерироваться), а также и откровенно брошенные и неработающие сайты, попавшие в ЯК более 10 лет назад, с архаичным дизайном и давным-давно устаревшим содержимым. Если Яндекс берет такие деньги за регистрацию, то почему бы не потратить 1 день 1 сотрудника на модерацию и не почистить каталог от откровенно мертвых сайтов, которые закончили свою жизнь еще в прошлом тысячелетии?
А мусора в Каталоге полно и пользоваться им для поиска информации невозможно. Вот типичный пример. Находим сайт (а точнее даже не сайт, а рубрику сайта, выделенную в отдельный ресурс в каталоге) с полезными советами.
Окей, можно простить устаревший на 20 лет дизайн (помимо синего фона на сайте практически ничего нет). Но когда мы открываем одну из категорий…
Мы натыкаемся на космическую пустоту. Если полезные советы когда-то и были на этом сайте, то сейчас их нет. И подобными сайтами Яндекс Каталог забит.
Но количество платных регистраций в Яндекс Каталоге по-прежнему велико. Дело в том, что многие хорошо понимают, что регистрация в Яндекс Каталоге не дает никакого трафика, но дает мощнейщую, с точки зрения поискового продвижения, ссылку практически с самого Яндекса (с его субдомена). Можно расценивать это как сео-ссылку, можно говорить о том, что сайты, описанные в ЯК, алгоритмы Яндекса априори считают более качественными. Так или иначе, размещение в ЯК очень хорошо сказывается на поисковом продвижении. Более того, многие сео-студии заставляют клиентов за свой счет регистрировать сайты в ЯК, прежде чем начать продвижение, мотивируя это тем, что без этой регистрации сайт невозможно будет вывести на высокие позиции. Конечно, это неправда и данный трюк сеошников явлется нечестным — по сути клиент оплачивает единовременно одну дорогую вечную ссылку.
Яндекс Каталог — это слабое место Яндекса, то что делает сильную и успешную компанию немного нашей, российской, в самом печальном смысле этого слова. В Компании, несомненно, догадываются, что сайты ТИЦ которых не измеряется сотнями и тысячами будут спрятаны в глубинах своей рубрики и без того слабо посещаемого каталога. Догадываются о том, что платную регистрацию в 90+ случаев из 100 выполняют в интересах поискового продвижения, только с целью получить мощную сео-ссылку, то бишь задобрить русского интернет-идола. Однако это нигде не афишируется и деньги по-прежнему берутся как бы на ускоренную регистрацию в как-бы полезном справочнике. Ведь на выдачу деньгами влиять нельзя, это великий грех, иначе поисковик — не поисковик.
Согласен, Яндекс Каталог — это само больше лицемерие со стороны Яндекса. В контексте хоть все открыто…